Тор 10
За кулисами Олимпиады
Для начала отвечу на естественный вопрос о том, что, собственно, дает мне основания делать выводы об уровне организации Олимпиады. Я провел в Сочи шесть дней, посетил в общей сложности восемь соревнований по шести видам спорта и одну тренировку (на занятия фигуристов и шорт-трекистов официально продавались билеты), побывал в общей сложности на семи олимпийских объектах, перемещался между ними на автобусах, электричках и с помощью канатных дорог, питался на стадионах и в их окрестностях — в общем, почти в течение недели юзал олимпийскую систему вдоль и поперек. Ко всему прочему, жили мы со спутниками, скажем так, вне олимпийской части Сочи, так что могли составить впечатление и о том, что происходит за пределами образцово-показательных объектов и территорий.
Олимпийский парк в Адлере, в котором в течение двух с лишним недель горел факел с олимпийским огнем
Игры начинаются с очереди
Конечно, высказанный в начале статьи тезис о высоком организационном уровне не означает полного отсутствия недостатков. Недостатки были и порой довольно обидные. Вот, например, в день отъезда мы неожиданно столкнулись с серьезной проблемой при попытке сдать вещи в камеру хранения на железнодорожном вокзале Адлера (кстати, новом, современном и просторном). В автоматической камере хранения закончились свободные ячейки, в «ручную» — выстроилась очередь человек из пятидесяти. Причем, как мне показалось, свободных мест в этой камере хранения на момент попадания туда наших чемоданов тоже оставалось совсем немного. Если позже они действительно закончились, это, конечно, был полный epic fail со стороны РЖД.
Понятно, что нельзя проектировать вокзал на века, исходя из пиковой нагрузки, продолжающейся всего две недели, но ведь организовать временные камеры хранения совсем не сложно. Шатер, элементарные стеллажи и несколько человек персонала — и готово. Собственно, по похожему принципу на олимпийских объектах были организованы куда более высокотехнологичные терминалы досмотра (о них ниже).
К Олимпиаде в Адлере построили новый железнодорожный вокзал
Или вот ситуация с очередями в билетные центры, в которых приехавшим на Олимпиаду надо было обменять свои «виртуальные» купленные через интернет билеты на бумажные. В первые дни Игр в таком центре на железнодорожном вокзале Сочи, говорят, творилась неразбериха почище той, что раньше случалась в поликлиниках или ОВИРах. Потом, правда, появилась информация об открытии в Сочи дополнительных билетных центров, но и в середине первой недели Олимпиады в билетный офис на ж/д вокзале стояли внушительные очереди.
На поверку, правда, все оказалось не так страшно: большую часть толпы составляли те, кто пришел за билетами «с нуля», и для них была организована отдельная очередь. За соблюдением организованности и порядка следили охранники и волонтеры, внутрь офиса людей пускали небольшими партиями, и в итоге весь процесс оформления билетов, несмотря на впечатляющий «хвост» на улице, занял у нас от силы двадцать минут. Тем не менее, длинная очередь в качестве первого впечатления от Олимпиады, согласитесь, не самая приятная вещь. А пройти через эту процедуру предстояло большинству зрителей.
Олимпийские кольца на лыжном стадионе «Лаура»
Продуктовая блокада
Но главная проблема на сочинской Олимпиаде неожиданно для меня возникла с питанием. Нет, фаст-фуд на стадионах был вполне достойным (хотя и недешевым: порция шашлыка — 400 рублей, сэндвичи — 200, хот-доги — 150, глинтвейн (0,2) — 300, пиво (0,5) — 200, прохладительные напитки — 60-80), нереальных очередей в пунктах питания не собиралось, но фаст-фуд — это фаст-фуд, а что же с нормальным питанием?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сделаю небольшое отступление. Все объекты Игр, как вы наверняка знаете, были сгруппированы в два кластера: прибрежный и горный. Прибрежный кластер (читай — Олимпийский парк), в котором расположены крытые стадионы, находится на окраине Адлера. Горный кластер — это несколько стадионов на открытом воздухе, расположенных в окрестностях Красной поляны. Причем, если раньше Красная поляна, по меткому выражению одного местного жителя, представляла собой три дома и стадо коров, то теперь тут вырос целый город из отелей и торгово-развлекательных центров, чем-то напоминающий Андорру в миниатюре (хотя куда уж, казалось бы, миниатюрней).
В долине реки Мзымты в окрестностях Красной поляны к Играм вырос целый город, состоящий преимущественно из отелей
Город выглядит не совсем обжитым, но в целом к Олимпиаде готов. Но если построить его успели, то наладить работу расположенных в нем предприятий сферы услуг (в частности, общественного питания) — не вполне. В результате во многих заведениях (даже вполне претенциозного вида) подают меню на листочке формата А4 и предупреждают, что половины из заявленных позиций в наличии нет. Так что тарелка пельменей за 490 рублей (сметана в эту сумму не включена, ее надо оплачивать отдельно) за неимением альтернативы или времени на ее поиски — грустная реальность. Как и заведение, позиционирующее себя как столовая, в котором вам могут предложить на выбор только два вида сэндвичей за 300 рублей. Или хот-дог за 250 с булкой, явно завезенной сюда еще до начала Олимпиады.
С подвозом продуктов в горном кластере вообще были проблемы. В одной блинной покупателям прямым текстом объясняли, что их фуру с продуктами уже шестой день не пропускают через какой-то КПП, поэтому в заведении нет молока, трех из четырех заявленных видов супов и половины начинок для блинов, а заварки для чая осталось ровно на пять чашек. В общем, через несколько дней поездок в горный кластер мы прилично устали пережевывать несвежие сэндвичи, а нормальный суп превратился для меня в навязчивую мечту.
Один из пунктов питания на трамплинном комплексе «Русские горки»
Замечу, что в прибрежном кластере подобных проблем не было и близко. Питание в Олимпийском парке было организовано по той же схеме, что и на горных стадионах (ну, разве что с большим разнообразием), а за его пределами перед гостями Игр открывались все возможности курортного Адлера, в котором невозможно отделаться от преследующего тебя запаха шашлыка. Причем цены в местных заведениях — когда мы, наконец, дорвались до нормальной пищи — порадовали своей адекватностью. Обед на двоих с двумя порциями мяса и супа, гарниром и четырьмя бокалами местного вина обошелся нам в полторы тысячи рублей. И это, кстати, в кафе на набережной — можно сказать, с видом на море. В общем, очень жаль, что в горах с едой вышло совсем по-другому, и особенно обидно, что иностранные гости Олимпиады, возможно, составили превратное представление о местной кухне.
Приготовьте билеты и хорошее настроение
Кстати, об иностранцах. Их на Олимпиаде было неожиданно мало — гости из-за границы составляли примерно десять, ну от силы — пятнадцать процентов зрителей. Это очень хорошо видно по общим фотографиям трибун, подавляющее большинство на которых составляли российские флаги. Причем даже на стартах вроде лыжного двоеборья, которое вроде бы не пользуется у нас в стране особой популярностью. Те, иностранцы, с которыми удавалось пообщаться на Играх, отзывались об их организации позитивно, а в качестве главной проблемы все как один называли малое количество людей, говорящих по-английски. Впрочем, работа транспортной системы и простота ориентирования в пространстве вроде бы не вызывала у них нареканий.
На олимпийских стадионах во время соревнований преобладали российские флаги
Полагаю, большая заслуга в этом принадлежит волонтерам, которые в огромных количествах присутствовали на всех олимпийских и транспортных объектах. По прибытию на железнодорожный вокзал в горном кластере вам, в общем-то, не надо было даже смотреть на указатели, чтобы направиться к нужному стадиону: на каждом углу, у каждого поворота и развилки стояли группы волонтеров, которые на нескольких языках сообщали, в каком направлении надо двигаться на соревнования по тому или иному виду спорта. В общем, путь от кресла электрички до места на трибуне транзитом через канатную дорогу можно было преодолеть даже с закрытыми глазами.
На канатки иногда, конечно, скапливались небольшие очереди (ну, невозможно же за пять минут распихать по кабинкам целую электричку или стадион), но, шли эти очереди они по заранее организованным коридорам без лишней суеты и давки. Самое длительное ожидание посадки на канатную дорогу составило у нас 20 минут.
На всех олимпийских объектах зрителям были готовы помочь многочисленные волонтеры, облаченные в яркую униформу
А еще волонтеры источали какой-то нереальный заряд энергии. Стандартное приветствие пассажиров только что пришедшей в Красную поляну электрички звучало примерно так: «Добро пожаловать в горный кластер! На биатлон проходите, пожалуйста, налево, на скелетон — проходите, пожалуйста, направо! Приготовьте билеты и хорошее настроение! Желаем вам хорошего дня и побед любимых спортсменов!»
Стерильная зона
Ну, и конечно, рассказывая о сочинской Олимпиаде, невозможно обойти стороной вопрос безопасности, который в преддверии Игр вызывал бурные обсуждения. Зрителей готовили к тотальным и многочисленным досмотрам, которые, как ожидалось, будут отнимать много времени. На деле все оказалось совсем не так страшно. Досмотр напоминал аэропортовский: вещи и верхнюю одежду — на ленту для просвечивания, всякую металлическую мелочь — в специальную корзиночку, а сам — в рамку металлоискателя. Иногда после этого тебя могли еще дополнительно осмотреть с ручным металлодетектором и прощупать одежду. Один раз попросили включить фотоаппарат — видимо, дабы убедиться, что это действительно фотокамера. Обувь не пришлось снимать ни разу.
Транспортно-пересадочный узел «Красная поляна» включает железнодорожный вокзал, остановки нескольких автобусных маршрутов и станции двух канатных дорог
Пропускная способность таких пунктов досмотра была вполне достаточной — ни разу мы не тратили на эту процедуру больше пяти—семи минут, а часто вообще проходили без очереди. А самое важное, что располагались терминалы досмотра вовсе не на стадионах, а в транспортно-пересадочных узлах. То есть, допустим, проходишь ты досмотр при посадке на олимпийскую электричку в Сочи — и все, больше тебя никто трогать не будет. Ну, только билет на конкретное соревнование, конечно, предъявить придется — в горном кластере это нужно было делать при входе на канатку. Но сама пересадка на канатную дорогу осуществлялась без выхода из «стерильной зоны».
По личному опыту могу сказать, что такая система намного удобней для зрителя (да, наверное, и эффективней с точки зрения контроля), чем пять досмотров на триста метров, как это часто случается на футбольных матчах. Создание «стерильности» в ТПУ, конечно, потребовало установки большого количества заборов для разграничения зон доступа, что при некоторой доли скепсиса, наверное, могло вызвать ассоциации с тюрьмой, но, на мой взгляд, как временную меру принять такое положение вещей можно. Тем более, что выставлены эти ограждения были аккуратно и выглядели относительно эстетично.
Передайте за проезд
Выстроенная в Сочи временная система олимпийского транспорта с ее комфортабельными автобусами и электричками, понятными (в том числе благодаря многочисленным волонтерам) алгоритмами пересадки между ними и масштабными, но ненапрягающими мерами безопасности, безусловно, заслуживают высокой оценки. Под создание этой системы в городе произошел заметный скачок в развитии сопутствующей инфраструктуры: появились новые аэропорт и вокзал в Адлере, железная и автомобильная дороги в Красную поляну, развязки, мосты, просто дорожные знаки, указатели и тактильная плитка, в конце концов. В центре Сочи несколько раз попадались на глаза даже новые автобусные остановки с электронными табло — жаль, не довелось проверить на себе их работу.
Основным транспортным средством гостей Олимпиады стали электрички «Ласточка»
Но, как я уже упомянул в начале, жить нам пришлось достаточно далеко от обоих олимпийских кластеров и даже за пределами центрального Сочи — если быть точным, в поселке Лоо. И до комфортабельной бесплатной электрички, следующей к стадионам, надо было еще добраться. Я оптимистично предполагал, что проведение Олимпийских игр станет поводом провести перезагрузку всех отраслей хозяйства если не во всем регионе, то уж во всяком случае на территории Большого Сочи, протянувшегося от Красной поляны и границы с Абхазией до Лазаревского. Какие-то шаги сделаны были: в том же Лоо благоустроили остановки, на пригородные линии выпустили современные, явно недавно закупленные автобусы с электронными табло на лобовом стекле, периодически высвечивающими надписи на английском языке.
Но что толку от этих косметических, в общем-то, изменений, если внутри автобуса остановки не объявляют даже на русском, оплачивать проезд надо то у кондуктора, то у водителя, билетов никто не выдает, а цена проезда на то же расстояние через день меняется на плюс-минус десять рублей (проверить-то негде)? Дополняют автобусы курсирующие по тем же направлениям маршрутки со всеми прелестями этого вида транспорта типа бесконечных «передайте за проезд» и «захады, захады, стоя еще многа человэк влезет» — однажды мы ехали в микроавтобусе, в который при наличии 18 посадочных мест набилось 33 человека.
А посадка на все эти автобусы-маршрутки на автовокзале Сочи — вообще отдельная история. Новых остановок с электронными табло и даже просто табличек с обозначением мест, откуда начинается тот или иной маршрут, там нет. Есть отстойно-разворотная площадка с десятком автобусов, на которой следует найти автобус нужного тебе маршрута. Если их окажется несколько, надо определить, в какой автобус или маршрутку сейчас идет посадка и какой отправится первым. Если же маршрутка заполнилась и ушла на твоих глазах, придется ждать следующей прямо посреди этой площадки, даже не понимая, в каком месте можно организовать очередь, и периодически уворачиваясь от паркующихся задним ходом неповоротливых автобусов и впихивающихся между ними маршруток. Ну, чистая азиатчина! Уверен, раз в две недели там при такой организации движения кого-нибудь давят.
Те, кто бывал в Адлере раньше, рискуют не узнать это место — населенный пункт встречает гостей новыми дорогами, развязками и микрорайонами
Получается, что для гостей Олимпиады выстроили удобную современную понятную систему (конечно, ее инфраструктурная составляющая из Сочи уже никуда не денется и будет и дальше служить местным жителям), а для себя — не, даже пробовать не стали? Общего впечатления от посещения Олимпиады и удовлетворения ее организацией это, конечно, не портит, но непонимание вызывает. В 2018 году наша страна будет принимать чемпионат мира по футболу, и его мероприятия пройдут уже не в двух вновь построенных спортивных кластерах, а на аренах, разбросанных по разным регионам европейской части страны. А значит, этот турнир потребует более глобальных инфраструктурных проектов и организационных решений. Это наш шанс не только показать всему миру, что Россия готова проводить крупные международные мероприятия на высоком уровне (это уже показали), но и — что важнее — «прокачать» все отрасли и системы организации жизни в десятке регионов. Будем надеяться, что этим шансом мы воспользуемся еще лучше, чем в Сочи.
Павел Чукаев. Фотографии автора
Другие новости
Комментарии (24)
не знаю, как у Вас, а мы брали в комплексе Лаура два шашлыка, чай, кофе за 760 рублей итого.
есть точные данные о затраченных суммах на каждый объект и как и с чем сравнивали? При этом, прошу отметить, я прекрасно осознаю, что деньги активно
пилилиосваивали долгое время.Ну и плюс могу сказать, что общаясь с нашими соотечественниками на олимпиаде, многие говорили, что приедут на Красную поляну кататься. Так что вопрос о том, поедут или нет отдыхать в Сочи и на Красную поляну можно будет сказать только через пару лет.
А на счет сколько будет ездить граждан, как я уже говорил, узнаем через несколько лет
Эта фотка занимает достойное место в фотоальбоме про олимпиаду.
И спасибо за отчет вам и автору статьи,люблю читать отчеты по олимпиаду.У меня тоже есть свой :)
1. какой ценой?? будто в стране нет других нерешённых проблем, тока олимпиады вот не хватало!
2. куда теперь девать все эти олимпийские объекты?? хорошо, если они будут использоваться хотя бы на 5%!
Прочел недавно, даже не знаю почему захотел перечесть.
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из или зарегистрироваться