ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

11.08.09 13:37  

Бензин дешевле не будет

Рост цен на бензин в последние месяцы вновь сделал актуальными извечные вопросы автомобилистов: что заливают нам на заправках, на сколько при этом нас обманывают?

С такими вопросами Инфопортал обратился к Галине Владимировне Зинкиной, президенту Московского Межрегионального Нефтяного Союза, генеральному директору ООО «НПКФ Валента».


О ценах

— Известным объяснением высоких розничных цен на топливо в России является его дефицит на внутреннем рынке из-за того, что основная часть идет на экспорт. Но не является ли истинной причиной существование монополии на этом рынке? Т.е. топливные монополии без оглядки на государство устанавливают свои правила игры: гонят бензин за рубеж, в России устанавливают неоправданно завышенные цены?
— Россия является экспортером нефти, доходная часть госбюджета во многом зависит от цен на энергоносители. Не удивительно, что в данной ситуации нефтедобывающие компании стремятся львиную долю добытой нефти отправить на экспорт. Определенный дефицит на внутреннем рынке, конечно, существует. Но не стоит забывать, что цены на бензин формируются не только от цены на нефть. Бензин — продукт производства, поэтому к стоимости сырья следует добавить затраты на транспортировку и производство. Здесь работает стандартная для рыночной экономики система ценообразования. Влияют ли крупные компании на ситуацию на рынке? Да, влияют. Так происходит во всех отраслях экономики, лидеры везде задают тон общей игре. Что касается государственного надзора, то он существует, в частности функции контроля за монополиями возложены на ФАС.

— Летом прошлого года Федеральная антимонопольная служба возбудила дела против крупнейших нефтепроизводителей России: ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз». Они обвинялись в нарушении закона «О защите конкуренции». Так служба отреагировала на угрозу Владимира Путина, который предупредил, что, если ситуация с ценами на авиакеросин не изменится, он примет кадровые решения в отношении ФАС. Привело ли это к каким-то результатам?
— Действительно, тогда перечисленным компаниям было выдвинуто обвинение в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Но и сейчас, спустя год, нельзя сказать, что у ФАС нет претензий к крупнейшим компаниям ТЭК. Антимонопольные службы всерьез взялись за энергетиков. Всего в 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и в рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:

— ОАО «ТНК-ВР Холдинг» — 1 112 448 795,36 рубля;
— ОАО «Газпром нефть» — 1 356 560 819,53 рубля;
— ОАО «ЛУКОЙЛ» — 1 443 072 960,13 рубля;
— ОАО «НК «Роснефть» — 1 508 688 396,37 рубля.

Некоммерческая организация «Московский Межрегиональный Нефтяной Союз» была создана в 1996 году при поддержке администрации Московской области. В настоящее время объединяет более 60 организаций и компаний, работающих в системе нефтепродуктообеспечения и газового снабжения столичного региона.

Среди них — компании, реализующие топливо, производители автозаправочного оборудования, строительные и проектные организации, учебные и научно-исследовательские институты и общественные организации. В состав Союза вошли дочерние предприятия крупнейших нефтяных компаний, таких как: «Роснефть», «ТНК-BP», «Татнефть», «Газпром-нефть».

ММНС создан в целях защиты интересов членов Союза:

— участвует в решении задач материально-технического снабжения, строительства и реконструкции объектов ТЗК;
— помогает в решении вопросов страхования, маркетинговой и кадровой политики;
— проводит мониторинг розничных цен, в котором в оперативном режиме принимают участие более 300 АЗС, что позволяет получать объективную информацию о состоянии рынка нефтепродуктов Московского региона.

Российские нефтяные компании вынуждены каждый раз принимать решение — отправлять нефть на экспорт или на внутренний рынок. При благоприятной цене на нефть, разумеется, она идет на экспорт в большей своей части. Создается непростая ситуация: высокая цена на нефть порождает экспорт, который в свою очередь становится причиной дефицита нефти в стране, как результат — рост внутренних цен на энергоносители… Бытует мнение, что нефтяные компании осознанно создают дефицит внутри страны. Для контроля над этим вопросам существуют специальные структуры, которые, как мы уже успели разобраться, достаточно активно наказывают недобросовестных участников рынка. Приводит ли наложение штрафов к результатам? Полагаю, что да.

— Многим россиянам не дают покоя примеры нефтедобывающих стран, например, Венесуэла, где цена бензина составляет 4 цента за литр (т. е. 1,3 руб./л). Почему же в России, у крупнейшего нефтедобытчика, цена в 15 раз выше?
— Как я уже говорила, ценообразование на бензин и прочее топливо точно такое же, как и в других отраслях экономики. Если упрощать, то цена топлива складывается из затрат на сырье плюс затраты на производство и транспортировку. Приведу очень условный расчет: баррель бензина, допустим, стоит 70$, это примерно 2240 руб., из 1 барреля нефти можно получить примерно 100 литров бензина (это достаточно примерно и зависит от технологии производства), то получается, что цена 1 литра бензина — примерно 22 руб. 40 копеек. Конечно, в этом весьма упрощенном примере мы учитывали мировые цены, не вычли из цены нефти экспортную пошлину, но мы и не прибавили затраты на производство и транспортировку. По-моему, это весьма наглядный пример, объясняющий сложившуюся систему ценообразования. В Венесуэле, приведенной в качестве примера, цена бензина для конечного покупателя дотируется государством. Это не значит, что бензин там реально стоит 1,3 руб. за литр. Это значит, что 1,3 руб. за литр платит покупатель, а остальное доплачивает за него государство.

— Начиная с осени прошлого года стоимость топлива сокращалась вплоть до мая 2009 года. Как вы объясните рост цен в последние месяцы?
— Рост цен, который мы наблюдаем, стал следствием повышения цен в оптовом звене, с марта начался мировой рост цен на нефть, что привело к увеличению экспорта и дефициту внутри страны. Причем АЗС подняли цены не соразмерно увеличению закупочных цен, а гораздо меньше. По этому вопросу ММНС провел экстренное заседание, на котором было составлено письмо в ФАС с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. ФАС запросил у оптовиков документы, объясняющие ценообразование, идут разбирательства. Сейчас могу сказать одно — розничные продавцы топлива третий месяц работают на грани рентабельности.

— Можете ли сделать прогноз по московским ценам нефтепродуктов на ближайшие 3 месяца, полгода, год?
— Прогнозы, как известно, дело неблагодарное. Одно могу сказать, что цены ниже не будут. Это объективно, ждать чудес не приходится.


О качестве

— Топливо какой марки наиболее востребованно на московском рынке?
— Самым популярным является бензин марок Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо.

— Автолюбители, имеющие опыт езды как в России, так и за границей, скажем в Европе, отмечают разницу между нашим Аи-95 и европейским бензином с таким же октановым числом. Мол, стоит заправиться импортным бензином, как машина начинает работать тише и резвее. Бытует мнение, что на наших заправках нет 95-го бензина, произведенного по правильной заводской технологии, что его делают из 92-го добавлением соответствующих присадок. Прокомментируйте, пожалуйста.
— Объективно, технология производства бензина у нас и за границей существенно отличается. Иностранные нефтеперерабатывающие заводы и чисто технически оснащены лучше, и технологически впереди отечественных, не удивительно, что и бензина с одного барреля они производят больше. Хуже импортный бензин или лучше, судить не берусь. Одно знаю точно, машина привыкает, адаптируется к определенному бензину. Когда автомобилист меняет бензин (АЗС), машина начинает приспосабливаться к новым условиям, меняется ход ее работы. Относительно мнения о производстве 95-го бензина, так это не просто мнение, а технология производства. Очень мало 95-го бензина получают прямой перегонкой из нефти. Но это не означает, что бензин, произведенный с помощью присадок, — плохой. Это нормальный бензин, качество которого регламентируется и контролируется.

— Среди автолюбителей бытует мнение, что бензин на все заправки (Москвы и МО) поставляется с одного завода, вопрос лишь в том, насколько его испортили на пути к конкретному бензобаку. Откуда поставляется топливо на местные заправки?
— На АЗС Москвы и области можно заправиться бензином, произведенным практически на всех НПЗ России, это и Московский НПЗ, Рязанский, Уфимский, Самарский, Ярославский и др. Бензин с заводов доставляют на нефтяные базы, откуда уже на АЗС к конечным потребителям. «Испортить бензин по дороге» практически невозможно. На каждом этапе транспортировки качество бензина проверяется лабораторией, выдаются сертификаты. Госорганы также контролируют качество бензина. Конечно, не стоит списывать со счетов так называемый человеческий фактор, в любой работе может быть допущен технологический сбой, но и система контроля построена таким образом, чтобы не пропустить бензин не соответствующий Техническому регламенту до потребителя.

— Какие существуют стандарты качества бензина? Как должно быть и как есть?
— Основным документом, регламентирующим качество топлива, является Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В нем как раз и зафиксировано «как должно быть». «Как есть» фиксируют многочисленные надзорные органы, и если качество не соответствует регламенту, на АЗС накладывают взыскания.

— На каких АЗС Зеленограда и Ленинградского направления бензин соответствует наиболее высоким стандартам, возможным в России?
— Если говорить об экологических стандартах, то это те заправки, на которых реализуется топливо, соответствующее стандарту Евро-3 для бензина и Евро-4 для дизельного топлива. Лучше пока технически не возможно.

— Считается, что импортный бензин качественнее отечественного, т. к. на российских заводах стоит старое изношенное оборудование, да и к соблюдению технологии у нас относятся «по-русски». В окрестностях Зеленограда можно встретить заправки итальянской Agip, британской ВР и англо-голландской Shell. Стоит ли рассчитывать клиентам этих заправок, что их машины заправят более качественным импортным топливом?
— Было бы наивно предположить, что топливо на эти заправки везут из Англии или Италии. Названные АЗС реализуют топливо, произведенное на российских НПЗ. Просто иностранные компании расширили сферу своей деятельности и разместили розничные точки продаж на территории России. Везти топливо из-за границы просто не выгодно.

— Какие у потребителя гарантии, что он получил бензин именно той марки, за которую заплатил?
— В этом смысле покупатель бензина ничем не отличается от покупателя молока, например. И тот и другой согласно действующему законодательству имеют право потребовать у продавца паспорт качества и сертификат соответствия на продукт. Внимательные автомобилисты, наверное, замечали все эти документы в открытом доступе на каждой АЗС. Это требование закона, несоблюдение которого ведет к административному взысканию.

— Контролируются ли АЗС на соответствие продаваемого ими топлива соответствующим маркам?
— Разумеется, законом предусмотрены определенные контрольные мероприятия. Как я уже говорила ранее, на каждом этапе транспортировки топлива его качество подтверждают лабораторные исследования, результаты которых фиксируются документально. Что касается АЗС, то у контролирующих органов есть график проверки качества топлива на заправках, согласно которому на место выезжает лаборатория, берется проба топлива, проверяются все документы. В случае поступления жалоб от потребителей, проверка может осуществляться внепланово. Если выявлено несоответствие качества топлива заявленному документально или техническому регламенту, на АЗС налагаются штрафы.

— Целесообразность применения бензинов «ЭКТО» (от «Лукойла») и «ULTIMATE» (от BP)?
— В этом вопросе каждый автомобилист должен решать сам. Присадки, применяемые в данном случае, создают топливу дополнительные функции, например, очистки двигателя. Хочет автомобилист таким образом позаботиться о своем авто — пожалуйста. На характеристики бензина, как вида топлива, это никак не влияет.

— На сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды опубликован «черный» список из 39 АЗС, в который попала и одна зеленоградская заправка. О чем говорит попадание в «черный» список? Какие меры принимаются в отношении «черных» заправок?
— Попадание в «черный список» говорит о том, что на АЗС не соблюдены нормы закона в отношении качества бензина. Несоответствие выявляется по результатам инспекционной проверки Департамента природопользования Москвы. На нарушителей возлагаются штрафы в размере от 300 тыс. до 1 млн рублей. Причем, если в «белом списке» АЗС автомобилист не нашел свою любимую заправку, это не значит, что на ней реализуют «плохое» топливо, это всего лишь означает, что ее еще не проверили.


Об обслуживании

— Многие автолюбители жалуются на недолив топлива на АЗС. Среди зеленоградских АЗС нет ни одной, в отношении которой не поступило бы подобной жалобы. Как возможно отследить недолив топлива? Как водителю действовать в случае обнаружения недолива?
— Да, это больная мозоль наших автомобилистов. Спешу всех успокоить. Технически организовать недолив при современном автоматизированном оборудовании практически невозможно! Такое было реальностью при механических колонках, когда оператор в любой момент мог остановить залив бензина вручную. Современные колонки просто не позволяют этого сделать. Когда автомобилист ориентируется на объем своего бака, он сам себя вводит в некоторое заблуждение. Во-первых, сами производители автомобилей, заявляя, например, объем бака 40 литров, изначально закалывают определенный запас, то есть реально это не 40 литров, а 42, например. Когда на своих датчиках автомобилист видит остаток топлива, он, к сожалению, не может определить его с точностью до литра, все это достаточно условно, соответственно и сказать, долили ему или нет, он не может. Возьмите обычную пятилитровую бутылку с водой. Технологией предусмотрен долив до определенного уровня, соответствующего объему 5 литров, но в емкости остается свободный объем, куда можно долить еще воды. А, допустим, вы не знаете, сколько в бутылке осталось, как вы поймете, сколько надо долить? Так и с бензином. Кроме того, на каждой АЗС должен быть мерник. Любой автомобилист может проверить работу колонки по мернику, в случае выявленного несоответствия написать жалобу на АЗС в установленном порядке в контролирующие органы, координаты которых находятся в открытом доступе на каждой АЗС в «Уголке потребителя».

— Контролируется ли на АЗС правильность работы колонок с этой точки зрения?
— Конечно, как любой измерительный прибор, как весы в магазине, например, колонки регулярно проверяются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, по результатам проверки на каждую колонку оформляется сертификат соответствия. На каждой АЗС должен быть мерник. Любой автомобилист может проверить работу колонки по мернику, а в случае выявленного несоответствия — написать жалобу на АЗС.

Анна Данилова


Другие новости транспорта
Просмотров: 15008



Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Отзывы. Всего 13.

Гость 21.10.2009 18:26:36

Тут не ржать, а плакать надо!!! Уровень грамотности некоторых соотечественников наводит тоску...Читайте, тут же черным по белому написано: низкая цена нефти в Венесуэле вызвана гос. дотациями. Для любознательных советую прочитать книгу Николая Старикова "Шерше ля нефть" А о том, что заправляться лучше на одной АЗС Вам ваш автомеханник никогда не говорил? И это именно потому, что техника - это железо, которое адаптируется под определенную агрессивную среду, при смены среды, у системы возникает ответная реакция...а под стол падать не надо, лучше немного подумайте...


Гость 09.10.2009 16:15:39

РЖУ НЕ МАГУ!!!

Зинкина жжёт!!!

Что не ответ - то бред сивой кабылы.

Видимо в Венесуэле офигенные заводы по производству бензина - у них из бареля неыти получается в 17 раз больше бензина, чем у нас.

От фразы: "Одно знаю точно, машина привыкает, адаптируется к определенному бензину...", вообще под стол чуть не упал... :-)                            Дальше читать не смог. Боюсь живот надорвать.


Гость 26.08.2009 11:39:32

Доброго времени суток! Для KakTuz: З/п друга нашей семьи (собственно к нему в гости мы и ездили) около 3 000 евро, но на руки он получает не больше 2 000, остальное - налоги. При этом жизнь там не дешевле нашей, хлеб к примеру, 0,79 евро самый дешевый, а в среднем 1,2 евро(не булочки всякие, а просто белый хлеб). И они не кричат, что столько отдают государству, потому что государство им на эти деньги пытается обеспечить социальные гарантии...Я никого не оправдываю и не обвиняю, я просто пытаюсь смотреть на ситуацию со всех сторон. Мы все хотим жить в стране без бюджетного дефицита, со своевременными выплатами з/п...хотим жить стабильно комфортно. Где государству взять деньги? Сейчас самое простое и быстрое - от продажи нефти! Как этими средствами распоряжается государство - это другой вопрос и заправщики к этому не имеют никакого отношения... Заправщики, как и другие предприниматели, работают, чтобы получать доход. Это нормально! Мы ведь с вами тоже не за спасибо работаем...


KakTuz 26.08.2009 11:02:19

Гость(Татьяна), а зарплаты там какие? 500 евро? В Таиланде бензин в прошлом году стоил около 35 р/литр, при том, что в стране своей нефти нет вообще... А у нас вообще всё удобно: нефть на экспорт - прибыль, дефицит на внутреннем рынке - опять же завышение цены. А в Москве бензин ещё не самый дорогой по России кстати.


Гость 21.08.2009 10:52:33

В июле была в Германии, брали авто на прокат, бензин стоит от 1,29 в городах и до 1,37 евро на автобанах.


Derevas 20.08.2009 22:20:16

Просто интерсно сколько стоит бензин за границей, произведенной из Российской нефти? Неудевлюсь что цена его там будет меньше чем у нас...


Гость 17.08.2009 13:13:12

По поводу недолива - просто смешно!

Нынешнее "полностью автоматизированное управление" заправкой топлива реализуется специализированным аппаратно-программным комплексом.

Наверное для Галины Владимировны Зинкиной будет большой новостью что данные виды тех. устройств подвергаются нехитрой модификации с целью получения "безопасного" недолива.

Такой недолив оператор регулирует сам, в зависимости от наблюдаемой ситуации. Когда достается мерник - компьютер отсчитывает все четко, даже больше если надо перельет. Другое дело - когда вы заправляете в слепую полный бак, то не удивляйтесь если вас "накажут" на 3-4 литра.

Это господа - бизнес по-русски.


netall скатился в уг 15.08.2009 21:52:38

Что это вы тут наговорили? Более 50% из той суммы которую вы отдаете за заправку, идет в казну государству. Именно государство постоянно меняя этот процент держит максимально допустимую планку на цену бензина. Нефть это одно из основных доходных ресурсов страны, и все владельцы заправок уже давно сидят под колпаком. Сверхприбыль АЗС по сути могут получить только обманным путем.


Гость 15.08.2009 18:03:29

Вчера вернулся с  Украины,так там литр 92 стоит 7гр40 коп,это порядка 34 рублей,вот где люди плачут...


garry 15.08.2009 14:34:23

Куда смотрит правительство, президент? Да им просто насрать на наши проблемы, держатели заправок так и будут драть с нас три шкуры!!! И ни кто это останавливать не собирается, козлы...


Гость 14.08.2009 23:42:10

Да,чего тут говорить,когда бензин падал до 40 баксов за барель,оптовая цена 92 стоила 8,32рубля за литр,нам его толкали 18-20 рублей за литр!!!! Не понятно еще с какого разница вдруг 92 и 95 стала 2рубля за литр,раньше в 1рубль укладывались!!!!!!!!!!!!

Короче давят народ как могут,всем наплевать на простых смертных....


Гость 14.08.2009 15:17:22

Когда бареель стоит 70 уе - бензин стоил 16-18, когда 140 - до 25 вроде доходил... Баррель упал до 60 - бензин упал до 20-21. Теперь если баррель (вдруг) опять вырастет до 140 - бензин будет стоит под полтинник уже... и все это будет из-за "высокой себестоимости", разумеется.... Никто себе и копейки лишней не возьмет... Русский бизнес - кради, пока крадется....


Гость 14.08.2009 15:01:59

Смешно даже.... а когда баррель стоил 140 долларов, почему же тогда бензин не стоил порядка 36 рублей за литр????

Оправдывают как только можно искусственное повышение цен, зарабатывают как могут, на нас.


* Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ или содержащие нецензурную брань, будут удалены!